kroshka77 (kroshka77) wrote,
kroshka77
kroshka77

Завод по ремонту подводных лодок

В Балаклаве находится сверхсекретный завод — музей по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам. Это самый крупный военный объект из рассекреченных на планете — подземный комплекс для субмарин. Из-за него древний крымский город Балаклава близ Севастополя на долгие годы превратился в один из самых закрытых и загадочных населенных пунктов СССР.

подводные лодки

Прежде чем рассказывать непосредственно об объекте, несколько слов о самой Балаклаве. Когда находишься на набережной этого чудесного города, испытываешь чувство защищенности и уюта, бухта защищена со всех сторон. Здесь почти всегда спокойное море, вода прозрачная и тихая, мирно ютятся шикарные яхты и стоят на стоянке военные корабли:

На фото Балаклавская бухта, чуть выше на холме знаменитая крепость Чембало

бухта балаклавы balaklavabay2

Очень сложно представить, что когда-то Балаклава была одним из самых засекреченных мест Советского Союза. Именно здесь была неприступная база советских подводных лодок. Вот как выглядела бухта в те времена:

oldbalaklava2 oldbalaklava

Подземный завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) — сверхсекретный военный объект времен холодной войны. ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации. В настоящее время — самый крупный из всех рассекреченных военных объектов СССР. На фото схема некогда секретного объекта:

музейный комплекс

Для начала немного истории:

В период после войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожали друг другу ядерными ударами. Нужно было найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки в случае войны и откуда могли нанести ответный ядерный удар. После продолжительных поисков выбор пал на тихую Балаклаву. В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс, так называемый «Объект 825 ГТС», строился 4 года — с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Сооружение представляло собой объект противоатомной защиты первой категории, включающий в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта подводных лодок, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями. В завод одновременно вмещается до семи подводных лодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 8 до 12 м. Общая площадь помещений завода превышает 5000м. кв., площадь подземной водной поверхности равна 3000м.кв..

Завод не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт, он мог вместить до трех тысяч людей и обладал развернутой системой жизнеобеспечения.

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначенных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие.

Имел проект и недостатки. За время строительства на вооружение стали поступать новые дизельные подлодки 641-го проекта просто не вмещавшиеся в каналы. При небольшой качке войти на лодке через выпуск на северной стороне горы тоже было невозможно, входили лодки только со стороны бухты. По этой же причине нахождение одновременно более трёх лодок в каналах было проблематично. Зато при спуске воды с сухом доке, рыбу можно было собирать лопатами, не зря, по одной из версий, название города происходит из турецкого и переводится как «рыбный мешок».

Поскольку завод по ремонту подводных лодок являлся секретным объектом, в 1957 году Балаклава была переведена в состав Севастополя, лишившись статуса города, и стала закрытой территорией. В 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность. После закрытия в 90-х большая часть комплекса не охранялась и около семи лет разворовывалась. Сейчас часть завода является музеем. Экскурсии стали водить с 2003 года.

На фото ниже место откуда начинается экскурсия. На первом фото мост на пантонах, который приподнимался под огромным давлением, когда внутрь заходили лодки а также вход в тоннель длинной 600 метров. В правой части второго фото виден ботапорт, который наглухо закрывал вход в тоннель и защищал от взрывной волны.

pontony enttunnel

На площадку у входа в музей выкатили огромную торпеду, выглядит массивно и внушительно

trped завод по ремонты подводных лодок

Далее мы входим в сам музей подводных лодок. В то время как на улице температура была +32 градуса, внутри примерно +15.  Сразу попадаем в зал,  откуда можно попасть в минно-торпедную часть и топливное хранилище.Здесь же коридор, ведущий в глубь комплекса. В начале коридора противоударные двери, это специальные заграждения из двух мощных стальных створок, каждая часть весит 10 тонн, далее шлюзовая камера. В случае ядерного взрыва ворота полностью защитили бы от излучения, ударной волны и радиации. За шлюзовой камерой точно такие же противоударные двери. В шлюзовой камере размещена небольшая экспозиция по второй мировой войне. На втором фото куртка заключенного немецкого концлагеря. На самой стройке объекта труд заключенных не использовался никогда

zalosnvn kurtkazakl

Далее идем ко второму залу, здесь тоже небольшая экспозиция – якоря, корпус мины, различная техника

teknka tehn]

На фото ниже выход в минно-торпедный отдел. Там готовилось торпедное вооружение, торпеды туда доставлялись без головных частей с военных предприятий. Торпеда погружалась на тележку и тщательно проверялась, после чего доставлялась назад в зал, откуда по рельсам доставлялась на погрузочный причал к подводной лодке

torpzal]

Далее по основному коридору идем к сухому доку, где ремонтировались подводные лодки. Внизу под этим коридором  нулевой уровень, где были проложены трубы для подачи топлива и воды. Вверху примерно 130 метров скального грунта, мы находимся внутри горы

osnkor

Пройдя по коридору попадаем в ремонтный док, где непосредственно происходил ремонт лодок

jdrdrokjd

dok477]



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments