kroshka77 (kroshka77) wrote,
kroshka77
kroshka77

Category:

Славянская мифология. Смерть

Вместе с болезнями, особенно повальными, быстро приближающими человека к его кончине, Смерть признавалась у наших предков нечистою, злою силою. Она сближалась с понятиями мрака (ночи) и холода (зимы).
В солнечном свете и разливаемой им теплоте предки наши видели источник всякой земной жизни; удаление этого света и теплоты и приближение нечистой силы мрака и холода убивает и жизнь, и красоту природы. Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали в то же время обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Морены.



Сербы дают зиме эпитет «черная» ; в одном из похоронных причитаний говорится о покойнике, который уходит туда, где померкло солнце и царствует черная зима; там он будет вечно зимовать, и лютая змея выпьет ею очи! Если понятие смерти сближалось в доисторическую эпоху с понятием о ночном мраке, то так же естественно было сблизить ее и с понятием о сне. Сон не разделим со временем ночи, а заснувший напоминает умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям...
В христианских легендах Смерть происходит из числа падших ангелов, изгнанных из рая.
Однако она отказалась подчиниться Сатане и пойти войной на бога, а потому была наказана не так строго, как прочие. Она живет то у врат ада, то у райских врат, ходит за указаниями то к богу, то к дьяволу. Оттого-то Смерть иногда благо и справедливая кара, иногда - страшное горе...



Femme

Согласно со злобным демоническим характером Смерти, на которую (по пословице), как на солнце, во все глаза не взглянешь и от которой нельзя ни откупиться, ни отмолиться, она олицетворялась в образе страшилища, соединяющего в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, почему народ называет ее курносою.


La Mort exterminant le genre humain

С понятием смерти фантазия соединяет различные поэтические уподобления: Смерть то жадно пожирает человеческий род своими многоядными зубами; то похищает души, как вор, схватывая их острыми когтями; то, подобно охотнику, ловит их в расставленную сеть; то, наконец, как беспощадный воин, поражает людей стрелами или другим убийственным оружием.
Тот же тип хитрого ловчего и губителя христианских душ присваивается и владыке подземного царства, искусителю-Сатане. Вооруженная в ратные доспехи, Смерть вступает в битву с человеком, борется с ним, сваливает его с ног и подчиняет своей власти; судороги умирающего суть последние знаки его отчаянного сопротивления, в муках он исторгает из себя душу. Усопшие следуют за Смертью, как пленники за своим победителем - опутанные крепкими веревками и цепями.
Смерть рисуется в виде скелета, с косою в руках. В некоторых сказаниях описывается, как смерть разрезает человеку живот - именно там помещается жизнь, отсюда и выражения: «до скончания живота», «расстаться с животом».
Иногда Смерть представляют безобразною, тощею старухою, в белом саване, и дают ей грабли: Смерть косит и загребает человеческие жизни, как коса и грабли - полевую траву; жнет род человеческий, как серп - колосья. Она как бы вынимает незримую пилу и, потирая ею по костям и становым жилам, расслабляет человека - и он падает, словно подпиленное дерево; наконец Смерть, работая заступом, роет людям свежие могилы.


La Mort enveloppant des chasseurs dans des filets.jpg

Иногда Смерть воображали в виде крылатого существа, которое вынимает у праведников душу сквозь сахарные уста, а у грешников - сквозь левое ребро. Некоторые уверяют, что Смерть необыкновенно прекрасна, подобно желанной невесте. То есть ко всем она является в разном обличье.
Приходит она к опасно больному, становится около его постели и заглядывает ему в очи; если кто вдруг, неожиданно вздрогнет - это знак, что ему Смерть в очи поглядела. Вообще народ знает много признаков приближающейся смерти и примет, которые помогают предугадать ее приход.
Например, видеть во сне белого голубя - к покойнику; ласточка, голубь, воробей залетят в окно - знать, за кем-нибудь из домашних прилетели; услышишь сзади себя голос кукушки - к смерти; хлеб с лопаты упадет, когда хозяйка его из печи вынимает, - к тому же; увидишь своего двойника, особенно в белом; приснится, будто принимаешь причастие или собираешь белые цветы; споткнешься на проводах покойника или в могилу случайно упадешь - эти и многие другие приметы - к смерти.
Можно угадать ее скорый приход и по поведению домашних животных и птиц: если собака воет под окном, понурив голову, или роет яму у порога; курица петухом кричит; крысы и мыши изгрызут что-то или одежды или обуви или громко пищат и свистят.

Существуют приметы, предсказывающие смерть или выздоровление больного: если придешь за ключевой водой и она чистая, прозрачная - на жизнь, выскочит с песком и грязью - на смерть; дым от свечи или из трубы идет прямо вверх - болящий жив будет, дым стелется низко - умрет...
Нельзя на ночь смотреться в зеркало - накличешь на себя Смерть; нельзя надолго оставлять неубранную постель - ляжет туда болезнь или сама Смерть.
Под старость не принято строить новый дом или шить обнову, особенно белье, - умрешь скоро.
Легкая смерть, говорят, суждена праведным людям, а человек, который отходит долго и трудно, - великий грешник. Особенно это касается ведьм и колдунов. Чем более худ телесно умирающий, тем легче ему будет на том свете, потому что легок его земной груз. Женщины, умершие в родах, сразу попадут в рай за свои муки. В могилах умершие (если это не упыри и не мертвые ведьмы) лежат тихо, не шевелясь. Они видят и слышат все, что происходит вокруг, - до тех пор, пока поп не бросит на них первую горсть земли.


Б.Ольшанский .Славянская быль

ВСТРЕЧА С НЕВЕСТОЙ

Сеча была долгой и мучительной, а когда закончилась она, на поле остались лежать тела убитых. А рядом умирали один за другим раненые: кто отходил в муках, кто легко, и уже забыли они, за что только что безжалостно убивали друг друга: думали только о том холоде, мраке и ужасе, который окутывает их. Страшны смертные врата...

Открыл молодой ратник помутневшие глаза, полные слез от страха и боли, а сил нет поднять руку, слезы отереть. Мнится ему - меж неподвижных тел медленно идет кто-то по бранному полю. Пригляделся... да это женщина молодая в черном платье, и не идет она, а летит, едва касаясь земли.

Чем ближе она подходила, тем отчетливее было видно ее прекрасное лицо и ласковую улыбку.
Вздрогнул молодой ратник, в последнем проблеске сознания вдруг узнав ту, с которой накануне похода прощался над быстрой рекой, в светлой, солнечной березовой роще, обменялся клятвами вечной любви и верности. Да ведь это его невеста! Как она здесь оказалась?

Красавица подошла еще ближе, склонилась над женихом, взглянула на него колдовскими своими очами - и боль в его израненном теле сразу прошла.

- Милый мой, единственный, - прошептала она. - Не могу я без тебя жить, истосковалась, влеклась за тобой всем сердцем и вот нашла наконец тебя. Теперь я с тобой, ничего не бойся. Все пройдет, все избудется. Дай поцеловать тебя, желанный мой!

Она прилегла рядом с раненым на землю, обильно политую кровью, обвила его нежными руками и поцеловала так пылко, что преисполнился он неземного восторга и в этом поцелуе отдал возлюбленной всю душу свою... потому что это была сама Смерть, и она явилась за его душой.

Увидав, что обнимает хладный труп, Смерть со вздохом поднялась и полетела дальше над полем, склоняясь то над одним раненым, то над другим, обнимая их, целуя, оставляя за собой безжизненные тела. Но у каждого на губах застывала последняя счастливая улыбка, ибо перед кончиною успевал он изведать последний поцелуй той, которую любил на этом свете: невесты, жены, недостижимой возлюбленной или пылкой любовницы. Имя ее - Смерть Милосердная.


М. Стоукс. Смерть и Дева.

СТРАШНАЯ КУМА

У одного крестьянина часто умирали дети. Расспросил он знающих людей, что делать, а ему говорят: возьми-де себе в кумовья первого встречного.

Вот родился у него сын, мужик вышел на росстани, стоит, ждет первого встречного.

Идет женщина - не молодая, не старая, только худая-худая, и коса у нее в руке.
«Видать, с покоса идет, - решил крестьянин, а потом думает: - Какой же покос в октябре-то месяце?»

Страшно ему стало, но все же сына жалко, потому спрашивает:

- Не пойдешь ли, матушка, ко мне в кумы, а сыночку моему в крестные матери? Сделай такую великую милость!

- Да ты хоть знаешь, кто я? - спрашивает женщина. - Я же сама Смерть! Нешто не боязно?

- Тем лучше, - отвечает отец, думая про себя: «Небось своего не тронет!» Окрестили мальчика. Смерть говорит:

- Приду его навестить через 15 годков.

И исчезла.

Вот сравнялось юноше 15 годков, пришла крестная и говорит:

- Научу тебя, как стать великим лекарем. Позовут тебя к больному, ты дай ему простой водички испить, а сам в изголовье кровати смотри: ежели я там стою, значит, умрет этот человек, даже сил на него не трать, ну а если нету меня, ты лечи. Так и прославишься.

Пошла с тех пор слава о великом лекаре, стал крестник богат и знаменит, и позвали его как-то раз лечить царскую дочь. Видит лекарь - маячит в изголовье Смерть. Знать, не жить девушке на белом свете! Поглядел на нее - и сердце кровью облилось: такая молодая, такая красивая - только бы жизни порадоваться, а надобно умирать.

Разозлился лекарь на жестокую крестную и говорит слугам:

- Сей же час поставьте вот здесь, рядышком, другую кровать и переложите на нее больную.

Сделали, как велено. Смерть глядит - нету никого на постели. «Что такое, - думает, - где моя добыча? Ладно, пускай царева дочка еще поживет, а я буду ждать первого, кто сюда ляжет».

Тем временем царевне вмиг легче стало. Суматоха поднялась, все бегают вокруг, дивуются этому чуду, кто-то возьми да и толкни невзначай лекаря. Он покачнулся - и сел на прежнюю царевнину кровать.

Смерть была наготове - торопливо взмахнула косой... Узнала она крестника, да уж поздно было: из него и дух вон. Вот так оно - со Смертью шутки шутить. Как бы боком не вышло!


Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments