С этим поленом как бы сгорают все беды и болезни, посетившие дом в прошлом году, все злые мысли, все неисполнившиеся желания. Южные славяне кормили возожженный на Иванов день чурбан, осыпая его хлебными зернами. При зимнем повороте солнца сербы зажигают в домашней печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведенное пламя бросают деньги, сыплют хлебные зерна, муку и соль, льют вино и масло и молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме.
Sam Timm
Ударяя кочергой по горящему полену, они приговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, ульев, счастья и удачи!»
Возжигание бадняка известно и в Черногории, и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством. В старину Бадняк вообще считался воплощением старого года - в противоположность Божичу - и уподоблялся змею, обвившему корни мирового древа. Сожжение его означало поражение зла, его уничтожение возродившимся огнем, начало новой жизни. Со временем образ Бадняка принял более мирные черты.
William Henry Lippincott.Пожилой мужчина у камина. Пес, деревянное кресло
«Все лучшее впереди», - как бы говорит Бадняк, который представлялся нашим предкам в виде бородатого старичка, весело подмигивающего из костра или очага.
Journal information